Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
   

Основы православной культуры и светской этики (ОРКСЭ)

Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
2008 год [11]2009 год [44]2010 год [38]2011 год [31]
2012 год [41]2013 год [41]2014 год [37]2015 год [70]
2016 [83]2017 [52]2018 [48]2019 [60]
2020 [26]2021 [64]2022 [113]2023 [155]
2024 [35]


Поиск


Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Архив записей


Наш опрос
4. Доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации
Всего ответов: 14


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Мини-чат
    200


    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральный портал




    Приветствую Вас, Гость · RSS 19.03.2024, 13:15

    ...

    Для чего в школе введён курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

    Ребенок - зеркало семьи;

    как в капле воды отражается солнце,

    так в детях отражается

    нравственная чистота матери и отца.

    В. А. Сухомлинский

     

     

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

    Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но и в школе очень глубоко и последовательно происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Поэтому именно совместно в семье и школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

    Не зря курс «Основы религиозных культур и светской этики» введён в учебный процесс именно в 4 классе. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок через год покинет начальную школу, и в этот переходный период  немало детей испытывают трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется их отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.

    Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

    Именно этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

    Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

    Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшему поколению некогда заниматься с молодёжью, добывая хлеб насущный. Некоторые родителя стремятся оградить детей от ошибок, хотят передать им собственный опыт, собственные модели поведения и представления, а дети не желают жить чужим умом, отстаивают своё право на своё понимание жизни. Не случайно тема «отцов и детей» относится к категории вечных.

    Современная эпоха также не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин этому много: и нестабильность и неуверенность в безоблачном будущем их и родителей, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на наших детей. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе имя.

    Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.

    Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.

    Особенность современной эпохи в том, что взрослые осваивают новые условия современной, жизни вместе с детьми, они учатся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга. И в той семье, где царит взаимопонимание через общие интересы, в той семье есть счастье, успех, любовь.

    Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины? Отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

    Объединить «отцов и детей», создать основу для содержательного диалога взрослых и детей способна культурная традиция.

    Поэтому каждый из модулей курса рассказывает  школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

    Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

    Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Этот вопрос особенно остро стоит для детей, находящихся в спецшколе, вдали от родителей, от семьи.

    Семья психологически и физически должна защищать ребёнка, создавать необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития. Но подчас всё это сводится к формуле «накормить-одеть-обуть». К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

    В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительскими нотациями, наказаниями, навязыванием своих несбывшихся надежд.

    Слишком часто наши дети слышат от нас о растущих ценах, о нехватке денег, об отсутствии работы, о «таких-сяких» политиках, олигархах. Но помогаем ли мы своим детям этим «нытьём» верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере, как мы сможем объяснить это детям?

    Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

    Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

    Вдумайтесь в слова  А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».


    Особенности преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    в ГАОУДОДПАО «Юхтинская спецшкола»

     

    В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудниче­ству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особен­ностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфесси­ональной и поликультурной России особенно актуально по­лучение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего обра­зования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования вклю­чён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с ос­новами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур.

    Общая историческая судьба народов России, единое гео­графическое пространство, социально-политическое един­ство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве куль­турно-исторической и современной жизни России.

    В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возмож­ность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате осво­ения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть луч­ше другой, поскольку обладает значимым для развития совре­менного человечества ценностным содержанием. Всё это обе­спечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным.

    Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

    • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
    • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
    • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях осуществляется воспитание детей в рамках нового курса.
    • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
    • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
    • Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

    Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.


    Информация для родителей

    Заявление для родителей

    Об учебном курсе ОРКСЭ

    Список учителей, ведущих курс ОРКСЭ

    Программы ОРКСЭ

    Особенности УМК ОРКСЭ

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

    Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 г. 

    Письмо Минобрнауки России от 31.03.2015 г.

    Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г..

    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz