Будущее принадлежит двум
типам людей: человеку мысли и труда.
В сущности, оба они составляют одно целое,
ибо мыслить – значит трудиться.
В. Гюго.
Вся моя жизнь, так или иначе, была связана с будущей профессией. Родился я в семье учителей и с детских лет догадывался о сложном труде педагога. Но это не помешало мне выбрать профессию учителя.
Годы учебы в университете только укрепили мои взгляды. Тогда же понял, что учить трудиться, учить любить свой труд, свое дело не менее важно, чем трудиться хорошо самому. Из всех педагогов-классиков особенно запомнился своими педагогическими принципами, взглядами на процесс обучения и воспитания Сухомлинский. На основе его работ и принципов в дальнейшем сформировалась и собственная педагогическая философия.
Первым и самым важным, на мой взгляд, является тот факт, что ученик, пришедший на урок, - личность. Личность со своими взглядами, интеллектуальным и творческим потенциалом, со своим характером, и уже на одном этом основании имеющая право на уважительное отношение и понимание.
Справедливость и требовательность - следующие ключевые составляющие в моей педагогической философии. И это не только в отношении ученика, но и в отношении самого себя. Только справедливое и требовательное отношение к себе дает моральное право требовать еще с кого-то. Учащиеся очень хорошо чувствуют малейшую несправедливость, неискренность, и это тут же ведет к осложнению взаимоотношений и взаимопонимания.
Без этих трех ключевых составляющих невозможен хороший результат ни в образовательном, ни в воспитательном процессах. И все же есть еще одно ключевое понятие, личный принцип, если хотите, это любовь к детям и своему делу. Без любви, без душевной теплоты в школе вообще делать нечего.
Основная задача моей педагогической деятельности – создать условия для обучения детей в соответствии с возрастом, уровнем умственного развития и личностно-психологическим типом каждого ребёнка. Мне необходимо вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс, воспитать убеждением в необходимости трудиться, с уважением относиться к любому виду общественно - полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде; сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом.
Работая над методической проблемой «Проектное обучение как условие для творческой самореализации учащихся», пользуюсь различными электронными программами, демонстрирую материал Интернет-ресурсов, создаю презентации, электронный дидактический материал. Такие уроки помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению; формируют навыки, которые будут востребованы в дальнейшем. В обучении использую индивидуально-личностный подход, стремлюсь ввести в контекст урока философское и культурологическое видение проблемы. Стараюсь создать благоприятный психологический климат - дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. Вношу в процесс обучения творческое начало, учу детей объёмному видению подходов к решению технических задач, конструкторско-технологическому поиску.
Для развития творческого потенциала учащихся, повышения активизации познавательной деятельности школьников в своём опыте использую современные образовательные технологии: технологию проектного обучения, игровые технологии, проблемно-диалогическую технологию, технологию компенсирующего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ технологии в совокупности с традиционными методами обучения.
Каждый урок стараюсь построить так, чтобы максимально задействовать ученика, чтобы он смог проявить все свои знания и умения, сформировать у него интерес к дальнейшему познанию и расширению его кругозора. Кроме того, нацеливаю учеников на самостоятельную мыслительную деятельность, высказывание предположений и построение гипотез, объяснение причин, установление причинно-следственных связей и, по возможности, составление прогноза. На мой взгляд, это формирует ученика как личность, способную к социализации в условиях гражданского общества и воспитывает активную жизненную позицию.
Чтобы уроки были интересными и увлекательными, постоянно пополняю свой багаж новыми знаниями. Интересуюсь новинками педагогической, методической и научно-популярной литературы, публикациями газет, журналов, телевидения и Интернета.
Новые находки в обучении, которые заинтересовали меня, апробирую на своих уроках, ищу наиболее результативные и эффективные методы, которые потом применяю в обучении технологии. Стремясь к результативности и эффективности обучения, немаловажное значение уделяю обратной связи с учащимися. Это позволяет повысить их уровень подготовки и мотивацию к самостоятельной деятельности.
Уметь соединить правильно два провода, вбить гвоздь, отпилить брусок и еще многое тому подобное должны все мальчишки, потому что такие умения в жизни - заурядная необходимость. Человек может стать инженером, моряком или еще кем-то и использовать полученные на моих уроках умения лишь в быту. И это тоже неплохо.
В рамках дополнительного образования веду в школе кружок «Токарное дело». Содержание его позволяет сформировать у учащихся интерес к профессии, получить знания о современных технологиях обработки металла, практические умения выполнять основные технологические операции по обработке металла.
Самостоятельность, творческая активность ребят на уроках и во внеурочное время способствуют саморазвитию обучающихся, формированию устойчивого познавательного интереса, что улучшает эмоциональное состояние детей и стимулирует волю, внимание.
Выбрать правильно профессию не так – то просто, и не каждому это удаётся. Моя профессия соответствует моим склонностям и возможностям. Я - учитель!
|